В сфере информационных технологий встречаются много определений, терминов или аббревиатур, которые не всегда понятны на первый взгляд рядовому пользователю. Это справедливо относится и к достаточно простым вещам мира ИТ, несущие за собой легкость и полезность конечному потребителю. Проводя параллели жизненных ситуаций, могу привести пример обращений наших действующих или потенциальных клиентов, которые зачастую слышат от менеджера такие слова как: «Наша конфигурация 1С использует БСП версии 3.1.6 и так далее». Отсюда делаем вывод, что заядлые пользователи или программисты 1С сразу же уловили, о чем идет речь, что нельзя сказать об ИТ-специалистах, которые далеки от «желтых коробочек». Для того, чтобы развеять весьма туманные представления о БСП, сегодня поговорим именно об этой технологии и разберем все, что с ней связано.
Основные понятия БСП
Первый вопрос, который приходит на ум: «Что такое БСП?». Ответом на текущий вопрос будет расшифровка аббревиатуры, БСП – Библиотека стандартных подсистем 1С. Отлично, первый шаг на пути к истине сделан, теперь необходимо углубиться и разобраться в механизме. Начнем с простого определения.
Библиотека стандартных подсистем – это универсальный набор готовых механизмов подсистем 1С, используемый как в типовых, так и в отраслевых конфигурациях на базе платформы 1С. Совокупность сопроводительной документации по техническому внедрению или пользовательскому использованию возможностей библиотеки.
- Администрирование: к этому составу относится резервное копирование информационной базы, обновление конфигурации. Использование печатных форм, отчетов или обработок, возможности синхронизации, административные отчеты и возможности администрирования информационной базы и т.д.
- Базовая нормативно-справочная информация: включает в себя адресные классификаторы, работу с различными валютами, календари, графики и т.д.
- Работа со сторонними данными: прикрепляемые файлы к объектам конфигурации, использование электронных подписей и т.д.
- Расширение стандартных данных: механизм дополнительных реквизитов и сведений, позволяющий расширить предопределенный набор реквизитов объектов конфигурации и т.д.
Это неполный список всех подсистем библиотеки, но уже и с помощью этой информации делаем вывод, что спектр охвата функциональности у БСП огромен. Понимая это, возникает следующий вопрос: «А, что, если не нужны все подсистемы библиотеки, а только их часть?». При использовании в разработке библиотеки стандартных подсистем у разработчиков есть вариация внедрения как полновесного функционала возможностей, так и частично необходимого. Но стоить брать во внимание один нюанс, который относиться к внедрению подсистем по отдельности. Это тесная взаимосвязь подсистем друг с другом. Есть механизмы, которые не смогут корректно функционировать без использования сторонних возможностей. Поэтому в ситуации, когда необходимо внедрить только часть подсистем библиотеки необходимо отслеживать ее самостоятельность, в противном случае также внедрять и дополнительные механизмы. Отвечая на ранее заданный вопрос, складывается, подчеркну ошибочное мнение о сложности внедрения БСП. Это не так, разработчики библиотеки стандартных подсистем предусмотрели обработку, входящую в состав дистрибутива поставки, облегчающую первичное внедрение. С помощью этой обработки достаточно указать флажками необходимые подсистемы и приступить к процессу установки стандартной библиотеки в конфигурацию. Естественно даже с имеющейся обработкой не нужно забывать о документации, в которой описываются неочевидные проблемные места. В таком случае успех задуманного не заставит себя ждать.
Что такое БИП и БПО
Как уже говорилось БСП закрывает большую область стандартных функциональных возможностей конфигураций 1С, но существует еще два похожих фреймворка, которые относятся списку стандартных библиотек. Это БИП (библиотека интернет-поддержки) и БПО (библиотека подключаемого оборудования). По своей сути они схожи с БСП, даже имеют пересекающиеся механизмы, но основное предназначение отличается. БИП ориентирован на функциональность работы с интернет-ресурсами компании 1С. К этому списку можно отнести в первую очередь портал ИТС (информационно-технологическое сопровождение), другими словами, техническая поддержка, получение доступа к обновлениям и документации. Также возможность загрузки свежей новостной ленты с портала 1С, где публикуются важные новости касающиеся изменений законодательства РФ и последующим, в связи с этим функциональным изменением в программах 1С. Регулярное обновление классификаторов, а также возможности интернет-ресурсов, таких как 1ССПАРКриски и многое другое. Библиотека подключаемого оборудования в свою очередь нацелена на работу со внешним оборудованием в программе, из названия очень хорошо прослеживается эта мысль. При использовании в конфигурации этой библиотеки становится доступным функционал подключения терминалов сбора данных, сканеров штрихкода, касс и прочего оборудования. Таким образом, внедрив вначале разработки эти три стандартных библиотеки, на выходе получим 40-45% минимально необходимого функционала для программы учета хозяйственных операций. Остальная часть ляжет на плечи разработчиков.
К заключению, подытожим ответы на возникшие вопросы текущей статьи:
Вопрос: "Что такое БСП, БИП и БПО?"
- Это стандартные фреймворки, предоставляемые фирмой 1С с имеющемся набором функциональных возможностей, которые облегчают разработку конечных конфигураций.
Вопрос: "Можно ли внедрять библиотеки или подсистемы библиотек отдельно?"
- Конечно можно, но стоит обращать внимание на независимость подсистемы от других функциональных механизмов.
Вопрос: "Внедрив только три стандартные библиотеки можно считать программу готовой?"
- К сожалению, нет. От внедрения стандартных подсистем, результатом будет минимально необходимый функционал. Готовая же конфигурация должна содержать документы, справочники, регистры и т.д., отвечающие за отражения хозяйственных операций. Библиотеки дополнят и ускорят процесс разработки.
На этом публикация подходит к концу, надеюсь статья была полезной, а самое главное понятной для читателя. Спасибо за внимание, удачи и успехов!